Уфа

Актуальность профориентации учащихся 8-11-х классов

Профориентация – мероприятия, направленные на подготовку к выбору профессии с учетом психологических особенностей личности, профессиональных предпочтений, интересов и склонностей.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» одними из важнейших направлений профессиональной ориентации признаны:

  • профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути;
  • профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Актуальность проблемы

Актуальность профориентационного изучения учащихся 8-11-х классов для получения дополнительного профессионального образования обусловлено следующими факторами:

  •  Данные комплексного изучения психологического и психофизиологического обследования выпускников общеобразовательных учебных заведений, поступавших в вузы показали, что в современных условиях определенная часть выпускников не обладает достаточными предпосылками для обучения в системе высшей школы.

Во-первых, до 35% обследованных лиц характеризуются недостаточным и низким уровнем развития познавательных психических процессов (память, внимание, мышление) и (или) обладают низким уровнем нервно-психической устойчивости, наличием выраженных акцентуаций характера в различных формах проявления (в некоторых случаях достигающие преболезненного уровня).

Во-вторых, существует высокая вероятность ошибочного или неправильного самостоятельного выбора выпускниками школ будущей профессии, обусловленная спонтанно возникающей (или социально-обусловленной) мотивацией выбора выпускниками школ той или иной профессии. При этом не учитываются личностные особенности, способности, возможности и истинные склонности выпускников.

В-третьих, наркологическая ситуация в стране расценивается как эпидемическая. За последние пять лет число только поставленных на учет лиц с наркотической зависимостью увеличилось в 3,5 раза. У определенной части студентов, которые попадают в новые условия жизнедеятельности, формируется склонность к зависимому поведению, предпосылками которого служат психофизиологические и личностные особенности.

В-четвертых, как показывают исследования во многих вузах города до 25% обучающихся студентов, испытывают выраженные трудности профессионального обучения из-за отсутствия (или недостаточного развития) у них необходимых социально-психологических и психофизиологических качеств. Это требует от ВУЗа проведения дополнительных мероприятий воспитательного и коррекционного характера или же решения вопросов отчисления данной категории учащихся.

Таким образом, для успешного обучения необходим прогноз специальных способностей выпускника, который должен осуществляться не только на основе оценки уровня общеобразовательных знаний, но и с учетом предрасположенностей к определенному виду деятельности с учетом личностных психофизиологических качеств, мотивов, интересов, склонностей и др.

  • Введение в систему обязательного образования ЕГЭ многократно повышает актуальность и значимость правильного выбора специальности учащимися для получения государственного финансирования на образование. Существующий риск неправильного выбора специальности выпускником школы обуславливает потерю государственного финансирования его образования, в следствие прекращение обучения.
  • Заинтересованность учащихся школ и их родителей в правильном выборе будущей профессии.
  • Необходимость правильного комплектования руководством школы специализированных классов в соответствии с истинными способностями и направленностью учащихся на определенные виды профессиональной деятельности. Профориентационные мероприятия помогут целенаправленному распределению учебной нагрузки.
  • Заинтересованность руководства ВУЗов в правильном выборе кандидатов на обучение в данном образовательном учреждении и в последующем рациональном распределении студентов по конкретным специальностям.

Существующее положение дел

В настоящее время существует «государственная система» профессиональной ориентации и поддержки населения, представляющая собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений. В тоже время практическую работу в учреждениях народного образования осуществляет практический психолог. Перечень должностных обязанностей и ориентировочных норм по различным видам работ, осуществляемых практическим психологом при 24-часовой рабочей неделе, не позволяют в должной мере, персонифицировано и квалифицированно, осуществлять целенаправленное психодиагностическое обследование в профориентационных целях с охватом максимального количества обучающихся лиц.

Решение данной проблемы

Проведение квалифицированных мероприятий по профориентации учащихся старших классов с помощью автоматизированной системы.

Профориентационная  автоматизированная система является автоматизированной версией уникального и высокопрогностичного методического инструментария, разработанного специалистами Военно-медицинской академии г. Санкт – Петербург на основе изучения более шести тысяч учащихся в различных регионах РФ. Является единственным продуктом в своем классе, позволяющим осуществлять комплексную уровневую оценку учащегося по психологическим, психофизическим критериям.

Отличительные особенности АС:

  1. Простота и доступность в эксплуатации.
  2. Возможность проведения исследования, как в режиме «Комплексного обследования», так и в режиме «Экспресс - оценка», в зависимости от Ваших интересов.
  3. Оптимальное соотношение времени затраченного на обследование к качеству и объему полученной информации по результатам обследования.
  4. Уникальным элементом АС является «вшитый» в программу «детектор лжи», основанный на анализе психофизиологических процессов, и позволяющий надежно выявлять проблемные зоны испытуемого.
  5. Результаты, получаемые с помощью системы, дополнительно являются прекрасным инструментом для проведения квалифицированного углубленного собеседования педагога - психолога школы с учащимся.
Организация на карте
Что мы делаем