Radus, продюсерский центр

Интервью с Русланом Нуртдиновым о проекте «Виртуозы мирового балета»

Эльвира Халиуллина: Руслан, Вам достаточно быстро и успешно удается генерировать новые проекты. Какая идея овладела Вами на этот раз?

Руслан Нуртдинов: Только мы отработали весьма благополучно весенний сезон с программой «Черный лебедь», напряжение чуть спало, и — в моей голове закипели мысли о новом танцевальном проекте. Хотелось яркости и разнообразия, какой-то невероятной пластики, богатой палитры номеров, стилей, техник и, конечно, имен. Ушло много физических и эмоциональных сил на то, чтобы подобрать исключительно яркий международный состав.

Э.Х.: Собрать такой состав, о котором Вы говорите, — дело непростое и небыстрое, ведь так?

Р.Н.: Вы правы, конечно. Разместив заявку на подбор артистов, я получил более 1800 писем от желающих участвовать в моем проекте. Вы представляете, чего стоит просмотреть такое количество видеофрагментов выступлений?! Это просто нереально! И я стал отталкиваться от того, насколько тот или иной танцовщик знаком лично мне. Для проекта нужны были артисты, хорошо известные в балетном мире — настоящие виртуозы, востребованные и высокооплачиваемые.

Кого-то я уже знал лично (Оксана Бондарева, Айдос Закан, Кейти Фетла, Турисо Магонгуа), пару Катрин де Матос и Диего де Куно посоветовал Павел Казарян — директор Школы Большого театра в Бразилии, который готовит с ними программу для нашего гала-концерта. С остальными пришлось завязывать холодные контакты, с ними ближе познакомился в процессе переговоров. В результате я получил то, к чему стремился — перед взорами зрителей предстанут настоящие виртуозы мирового балета!

Э.Х.: В основу любого полноценного, основательного, перспективного проекта всегда заложена определенная концепция, скрепляющая его в единое целое. Расскажите, пожалуйста, о концепции проекта «Виртуозы мирового балета».

Р.Н.: Идея, или концепция, нынешнего проекта заложена в его названии — «Виртуозы мирового балета». На первом слове — особый акцент. В моем понимании, ВИРТУОЗЫ — это профессиональные артисты балета, которые обладают невероятной техникой танца: потрясающие вращения, невероятные прыжки… Словом, все то, что может впечатлить и даже поразить не только любителей балета, но и профессионалов.

Виртуозность (наряду с именитостью танцора) — критерий, по которому я отбирал состав для работы в антрепризе. Иногда, после знакомства с работой некоторых артистов приходилось отказываться от их участия, произнося фразу: «Вы — хороший артист… Но нам нужны виртуозы!» По этой самой причине мне пришлось отказать в участии в программе себе самому: я — не виртуоз. Хотя репертуар для антрепризы я выбирал очень тщательно — опираясь, естественно, в первую очередь, на свой вкус. И конечно, был соблазн поработать на сцене, но… У меня теперь иная стезя.

Э.Х.: На сей раз репертуар также объединен какой-то определенной темой, как в прошлом проекте? Или Вы иначе подошли к выбору номеров?

Р.Н.: Репертуар новой программы — очень разнообразный: это номера и классической, и современного хореографии. Я создаю проект, рассчитанный на широкую публику, публику с разными вкусами: кто-то предпочитает классическое наследие, кому-то интересны Дж. Баланчин и М. Бежар. А кто то, вообще, придет на концерт за компанию или из любопытства — чтобы, не дай Бог, и им не было скучно!

Кстати сказать, у артистов, которые будут представлять зрителям хореографию Баланчина и Бежара, есть уникальное право на их исполнение. Как вы, должно быть знаете — не каждый может исполнять хореографию великих хореографов. Мне повезло, у нас есть на это официальное разрешение.

Э.Х.: А чем порадуете поклонников классического балета?

Р.Н.: Классика будет представлена фрагментами из балетов «Баядерка», «Эсмеральда», «Дон Кихот», «Талисман», «Пламя Парижа», «Корсар». Мой прогноз более чем оптимистичен: быстрая смена номеров разного характера, настроения, стиля и исключительно талантливое их исполнение, шикарные костюмы, на которых мы никогда не экономим, — и зритель наш от первой до последней минуты представления.

Э.Х.: Вернемся к именам. Несмотря на свою известность в балетном мире, большинство танцоров, заявленных на афишах, для широкой аудитории — «темные лошадки». Думаете, это не помешает налаживанию тесного контакта со зрителем?

Р.Н.: Мы, конечно, это тоже учли. Все участники проекта прошли серьезную школу, являются лауреатами международных конкурсов, обладателями гран-при, участниками престижных фестивалей. Они — гордость своей страны, но российской публике их имена ни о чем не говорят. Поэтому с каждым из них программа предусматривает видеознакомство: обо всех артистах снят ролик, рассказывающий о самом виртуозе, его стране и театре, где он работает. Думаю, это должно сблизить публику и исполнителей, сформировать об артистах более яркое и полное впечатление, сделать гала-концерт душевнее и интереснее.

Э.Х.: Именитый, «звездный» состав предполагает определенные трудности в работе с ним, не так ли?

Р.Н.: Трудности в работе, естественно, возникают. Но не потому, что состав «звездный». А потому, что он — международный. Свой менталитет, национальные особенности мышления, особый взгляд на мир (в частности, мир балета) характерны для каждого исполнителя — представителя той или иной страны. К сожалению, мне пришлось отказаться от работы с одной бразильской парой именно по той причине, что они в своем исполнении классики ушли слишком далеко от канонов, которые для меня, можно сказать, святы. Репетиции всех номеров, что готовятся к гала-концерту, просматриваются мной через Интернет, комментируются. Иногда я прошу внести изменения, чтобы тот или иной фрагмент без напряжения воспринимался именно русской публикой, русским сознанием. Ведь в первую очередь для нее готовится проект! Это очень тонкий момент. Если перефразировать известную пословицу, то можно сказать: «Что для бразильца — хорошо, для русского — шок!»

Э.Х.: Артисты впервые откроют для себя Россию — хранительницу балетных традиций, обладательницу сурового климата?

Р.Н.: Ранее здесь бывали Уильям Педро и Джозеф Филлипс: участвовали в различных фестивалях и конкурсах. «Черный лебедь» — Кейти Фетла — проработала со мной в нашей стране весенний сезон. Часть солистов посетят Россию впервые. Они-то как раз переживают больше остальных — но не по поводу работы, а по поводу погоды. Когда мы начали переговоры с бразильцами (Диего де Куно и Катрин де Матос (Сан-Паулу, Бразилия), одним из первых их вопросов был следующий: «Руслан, а сколько градусов в России в октябре? Где-то -30˚C?» Я их упокоил, сказав, что Россия большая, климатических поясов много. Да и октябрь — это еще далеко не мифическая русская зима!

Шутки шутками, а к тонкостям акклиматизации своих артистов я готовлюсь заранее. Подбираю для них витаминные комплексы, предусматриваю программу отдыха, полноценного восстановления. Мы практикуем сауну — прекрасный способ восполнить силы после концерта. А наша африканская танцовщица Кейти Фетла, только один раз попробовав, представляете, даже полюбила окунаться после сауны в прорубь! Да и должен заметить, спортсмены, танцоры — люди физического труда — простудам просто так не сдаются!

Гораздо опаснее для них — травмы во время репетиций и выступлений! Конечно, каждый артист застрахован на весь период пребывания в нашей стране! Перед выходом на сцену все проходят медицинский осмотр. Иногда нам приходится даже задерживать (и значительно) выступление по причине опоздания медика, но начать концерт в отсутствие врача я позволить просто не могу! И потом в течение всего представления травматолог находится за кулисами, готовый в любой момент приступить к своим обязанностям!

И еще один момент, касающийся здоровья. В контракте, который я заключаю с каждым артистом, есть пункт, который шокирует многих: я требую полного отказа от алкоголя на протяжении всего гастрольного тура (он, как известно, никому здоровья не прибавляет)! В случае нарушения этого требования действие контракта немедленно прекращается. За все время работы компании, слава Богу, нарушение имело место лишь дважды! Артисты мои — исключительные во всех отношениях!

Э.Х.: Думаю, Вы окончательно заинтриговали публику. Скажите, когда и где намечена премьера Вашей программы? Какова география Вашего проекта?

Р.Н.: Начнем покорять зрителя с Сибири (чтобы не оставлять ее на зиму): премьера программы состоится 2 ноября в Большом концертном зале г. Томска. Последний гала-концерт состоится в Зимнем театре в г. Сочи. Афиши «Виртуозов» уже распространены в 27 городах России! Со своим новым проектом мы планируем посетить 27 российских городов в ноябре и 25 городов России и стран Европы в марте 2013 года.

Ждем скорой встречи со зрителем!